Меню Закрыть

Традиции башкирского народа

К началу XIX века башкирские деревни состояли из одной, реже — двух-трех улиц. Общественным центром была мечеть с конусообразным минаретом.
На рубеже XIX — XX веков у юго-восточных башкир можно было встретить самые разнообразные сооружения, начиная от корывого конического шалаша и кончая бревенчатыми избами.

p33_dsc00417

Наряду с бревенчатыми, дерновыми, саманными, т. е. из сырцового кирпича, плетневыми или каменными, сложенными из плетняка, крепленного глиной, бытовали различные типы легких кочевых жилищ. 
Из кочевых самым примитивным является корывой конический шалаш, который известен в качестве летнего жилища бедных семей. Встречался также конический шалаш, покрытый кошмой.
Основным видом летнего жилища у юго-восточных башкир была решетчато-войлочная юрта. На юге-востоке и юго-западе были распространены сферические юрты тюркского типа. Вход в юрту закрывала кошма.
Внутри кибитки обычно отделялась особой занавеской (шарашу) правая женская половина, где размещалась хозяйственная утварь, продукты; на левой, мужской половине стояли сундуки с имуществом, были разостланы кошмы, лежали подушки, по стенам висели верхняя одежда, полотенца, оружие, конская сбруя. В центре кибитки в непогоду разводили огонь: дым от костра выходил в открытую дверь.
 

Одежда

Башкирский мужской костюм в прошлом веке был однотипен для всех регионов. Нательной и одновременно верхней одеждой служили просторная и длинная рубаха с широким отложным воротником и длинными рукавами, а также штаны с широким шагом. Поверх рубахи носили короткую безрукавку (камзул). При выходе на улицу обычно надевали халат из темной ткани. В холодное время года башкиры носили овчинные шубы (тире тун), полушубки (билле тун) и суконные халаты. Повседневным головным убором у мужчин были тюбетейки. В холодное время года надевали войлочные шляпы или меховые шапки. 

clip_image005

В степных районах в зимние бураны носили теплые малахаи (малахай) с небольшой тульей и широкой лопостью, прикрывавшей затылок и уши.
Наиболее распространенной обувью у юго-восточных башкир, как и у зауральских, являлись сапоги-сарыки с мягкими кожаными головками и подшивами и высокими суконными или хромовыми голенищами. Были распространены так же кожаные башмаки и сапоги (итек). Пожилые мужчины, обычно знать и представители духовенства, носили мягкие сапожки (ситек). Выходя из дома, поверх них надевали кожаные или резиновые галоши.
Женская одежда была более разнообразной. Нательной одеждой башкирок были платья и шаравары (ыштан). Замужние женщины

до глубокой старости под платьем носили нагрудную повязку. На платье надевали приталенную безрукавку (камзул), обшитую рядами позументов, блях и монет. На севере Башкортостана в XIX веке получил распространение холщовый фартук.

clip_image007p33_clip_image011

УТВАРЬ

Кожаную посуду изготовляли из шкур многих домашних животных: лошади, коровы, быка, овцы, теленка, козы. Среди указанных материалов башкиры предпочитали лошадиные шкуры, особенно при выделке кумысных сосудов, так как они отличались прочностью и влагонепроницаемостью. При изготовлении сосудов утилиризовалась вся кожа лошади. Из кожи туловища делался большой сосуд (саба) для приготовления и содержания кумыса, вместимостью до 12-13 ведер. В 1960-е годы старики рассказывали, что в конце XIX века на юго-востоке саба сохранились в наиболее зажиточных хозяйствах. Сложный в изготовлении, этот сосуд, за ненадобностью в 

хозяйстве, постепенно вышел из употребления раньше других видов традиционной посуды. Из лошадиной кожи делались большие сосуды, в которых подавали кумыс. Из кожи головы лошади изготовлялись подойники. Лошадиная кожа шла также на изготовление кожаных вьючных мешков, дорожных фляг с узким дном (мортай), ведро и кадыков, сосудов для сбивания масла и походных сумок. Юго-восточные башкиры изготовляли также бурдюки из целой шкуры овцы, козы, теленка. Эти наиболее древние сосуды кочевников среди башкир в начале XIX века встречались чрезвычайно редко.
Из шкуры жеребенка, козла, теленка делались коробки для хранения соли, сырков и других сухих продуктов. В отличие от других кожаных сосудов шерсть с их стенок не снимали.
Башкиры выделывали также из кожи переметные сумы, конскую сбрую, обувь, пояса с дорожными сумками и пр. Кожаные сосуды шились конским волосом. Последний применялся также для приготовления всякого рода веревок.
В конце XIX — начале XX века в связи с уменьшением поголовья скота башкиры прекратили изготовление кожаной посуды.
 

В конце XIX — начале XX века среди бытовой утвари преобладала посуда из дерева. Делали эту посуду в горно-лесных районах, богатых березой, липой и лиственницей. Из нароста (оро) березы, из березового и лиственного корня, из ствола липы выдалбливали и вытягивали различную посуду. Это — чаши для еды (ашлау, алдыр), кумыса, ковши для разливания кумыса (ижау), вазоялчки для меда, совки, ложки, небольшие корытца для рубки мяса, лотки для просеивания зерна и замеса теста, половники. 

Была у башкир посуда и со вставным дном. Высокие деревянные кадки из ствола деревьев (батман) использовали для приготовления кумыса, айрана и других напитков, для хранения и перевозки меда, муки и зерна. Узкие долбленные сосуды для приготовления кумыса и сбивания масла. В деревянных бочонках держали кислое молоко, кумыс, воду, бузу. В районах, где растет береза, в быту была распространена берестяная утварь. Из бересты делали туески, банки для хранения сметаны, лотки для муки, посуду для хранения муки, ягод, соли и т. п.
Для приготовления пищи башкиры пользовались вмазанным в печь чугунным котлом.
В конце XIX — начале XX века в состоятельных семьях появилась покупная металлическая, стеклянная и керамическая посуда. Чайники, самовары, кувшины стали привычными предметами в домашнем быту.
 

Пища

У башкир, как и у других скотоводческих народов, существовала искони разнообразная молочно-мясная кухня. Молочная пища башкир отличается разнообразием и специфичностью продуктов. Важным продуктом было коровье молоко. С топленого молока собирали густые сливки. Они употреблялись в качестве приправы к чаю, кашам и похлебкам. Из сметаны сбивали масло. Молоко заквашивали, делали из него творог (эремсек) и другие продукты. Кипяченое молоко после охлаждения до нормальной температуры заквашивали и получали . Это кушанье и сегодня распространено повсеместно. Заготовлялся впрок на зиму или эремсек. Это — катык с молоком, высушенные в котле на медленном огне, в результате получалась сладкая красноватая масса. Перед употреблением в пищу приправлялась свежим молоком и подавалась к чаю. Лакомством, которое также подавалось к чаю, был — свежий, хорошо отжатый творог, смешанный с медом. Одним из самых распространенных и важных молочных питательных продуктов башкир был — кисло-соленые сырки, полученные из кислого молока путем длительного кипячения и отжима полученной массы. Корот употребляли свежим или, слегка подсолив, высушив на солнце и прокоптив на дыму, запасали на зиму, подавая затем к похлебкам, чаю. Высушенные сырки были незаменимым продуктом в дорожных условиях, военных походах. В летний зной в качестве прохладительного напитка пили айран — кислое молоко, разведенное водой. Из кобыльего молока приготовлялся кумыс, острый и утоляющий жажду, лечебный напиток.
Важную роль в пищевом режиме башкир играли мясные продукты. Самим любимым мясом была конина, баранина употреблялась бедными.
— одно из древнейших и прославленных башкирских кушаний, традиционное при приеме гостей. Название «Биш бармак» (пять пальцев») произошло от того, что это кушанье башкиры ели руками. Приготовлялось оно всегда из свежей конины или баранины, мясо варилось в котле в продолжение нескольких часов и затем резалось на мелкие кусочки. После того, как мясо сварится, в котел клалась салма — крупная лапша, которую делают в виде квадратов. Часто башкирки просто рвут руками тесто на кусочки. Такая салма юго-восточными башкирами называется — (казашья салма).
— лошадиные кишки, начиненные из цельной полосы конского сала и мяса, по другому говоря, конская колбаса. Она провялалась на солнце, перед употреблением в пищу варилась. Конская колбаса и сегодня является одним из наиболее лакомых и почетных блюд.
— жидкий, заправленный мукой отвар мяса с накрошенным в него сыром (корот).
В питательном режиме башкир немаловажное место занимали птицы. Башкиры добывали и употребляли в пищу куропаток, рябчиков, тетеревов, глухарей, диких уток и гусей.
Из диких животных чаще других употреблялись в пищу зайцы, козы, лоси и реже медведи. Башкиры, живущие по берегам озер и рек, употребляли в пищу вареную рыбу.
Наряду с молочными и мясными продуктами башкиры издавна готовили кушанья из злаков — полбы, ячменя, ржи, пшеницы, пшена. Из них изготовляли крупу и муку. Из крупы и муки в смеси с молочными продуктами башкиры приготовляли (похлебка из ячменных или полбенных круп, заправленная корот), (каша на молоке или на воде, сваренная из ячменных или полбенных круп), салма, описанная выше, (мелко истолченная и поджаренная ячменная или полбенная крупа, смешивалась с маслом и затем разводилась в горячей воде), (каленые и жареные зерна ячменя, конопли и полбы), (мелко нарезанные кусочки раскатанного пресного, пшеничного теста, замешанного на яйцах, сваренные в кипящем конском или бараньем жиру), йыуаса (печенье из пресного пшеничного теста, изготовленное в кипящем масле или жире), (блины, которые жарились в масле на сковородке) и (хлебная лепешка, печеная в золе).
Существенно разнообразило меню употребление в пищу черемухи, клубники, земляники, малины, черной и красной смородины, ежевики, костяники и полевой вишни. Ягоды употреблялись как свежие, так и в виде особого рода пастилы; сушеную черемуху и вишню употребляли как начинку для пирогов. Ели также коренья и листья съедобных растений.
Хмельными напитками башкир являлись асы бал и в юго-восточном Башкортостане — .
Асы бал — напиток опьяняющей и крепкий, кислушка. При его приготовлении сотовый мед разводился в горячей воде и заквашливался дрожжами или кислым тестом. Для прготовления дрожжей башкиры пользовались хмелем. Заквашенный мед ставили два-три дня в теплое место. За это время она приобретала надлежащую крепость. Асы бал приготовлялся башкирами повсеместно, где занимались пчеловодством. Кислушка не была повседневным напитком, она приготовлялясь, в основном, зимой для свадебных пиршеств, торжеств и т. п.
— опьяняющий напиток. Приготовлялась из зерен овса, ячменя, ржи или пшеницы. Проросшие зерна этих злаков сушили и затем мололи на руяных жерновах. Полученный солод с добавлением овсяной муки заваривали горячей водой, заквашивали, как и асы бал, и оставляли бродить дня на два-три. В настоящее время буза приготовляется башкирами особенно в Абзелиловском и Учалинском районах.
Повседневным и любимым напитком башкир был чай. Кроме покупного чая, заваривали листья матрушки, бодана и других растений. К чаю в качестве сладкого подавали мед.